Текст около курсора

МотоЯрославка Московский Чоппер Форум - Support MC & 1% World , основан в 2007 г.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МотоЯрославка Московский Чоппер Форум - Support MC & 1% World , основан в 2007 г. » Общие Понятия и Байк Чтиво » Эдуард Ратников-мотоклуб "Black Aces" в рок шоу-бизнесе 80х-90х


Эдуард Ратников-мотоклуб "Black Aces" в рок шоу-бизнесе 80х-90х

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Мы продолжаем цикл бесед с ключевыми фигурами отечественного шоу-бизнеса. Героем первых материалов стал продюсер Дмитрий Гройсман. Затем с m24.ru побеседовал Эдуард Ратников – глава компании T.C.I., промоутер, один из главных организаторов концертов звезд рока в России. Российские концерты Motorhead, Deep Purple,Rammstein, Slayer, Tito & Tarantula, Accept, Limp Bitzkit, Korn, Whitesnake, Nazareth, HIM, Molotov, Garbage, Робби Уильямса, Моби, Демиса Руссоса, Сьюзанн Вега, Гэри Мура, Криса Ри и других грандов рок и поп-музыки – его полная и неоспоримая заслуга. Сегодня мы продолжаем разговор с Эдуардом о первых "Монстрах рока", августовском путче и жизни в США.

– Давай немного откатимся назад в 1991 год, когда ты в составе команды Бориса Зосимова делал фестиваль Monsters Of Rock в Москве. Фестиваль, ознаменованный первым приездом в Москву Metallica и пока что – в единственный раз AC/DC, но в отличие от Moscow Peace Festival 1989, вспоминающийся куда реже.

– Когда мы вернулись после New Music Seminar из Нью-Йорка в Москву, буквально через неделю в стране случился путч. Я помню, мне рано утром позвонил Толя Крупнов и сказал, что видит, как армады танков и колонны с боевой техникой въезжают в Москву. Мы тогда даже подумать не могли, что это какой-то государственный переворот. Тогда весь день по ТВ шло "Лебединое озеро". Борис собрал нас в офиса BIZ Enterprises на Большой Серпуховской, и мы реально не знали, что нам делать. Что будет дальше с нами, с нашей страной? Борис сказал тогда, что надо идти на баррикады и исполнять свой гражданский долг. Ну мы и пошли на баррикады, кто петь, кто играть, кто стрелять, кто умирать. Я помню, стоял ночью у Белого дома, ждал атаки. Помню стрельбу в районе Смоленского тоннеля и как потом мы ехали на отобранных у пьяных солдат и механиков-водителей БМП. Я же еще не так давно вернулся из армии и эту технику знал. Кто-то из ребят-афганцев сел за фрикционы, и мы поехали от тоннеля под Смоленкой до Белого дома.

Когда вся эта кутерьма немножечко улеглась, мы сделали вместе с Русланом Мирошником и Стасом Намином концерт "Рок на баррикадах" перед Белым домом. Потом, примерно через пару недель после путча, Борис сказал: "Есть один интересный заказ от самой верхушки Time Warner, завтра прилетает делегация из их офиса знакомиться и обсуждать гипермасштабный проект под названием "Монстры рока". Представляешь, настоящие Monsters in Moscow! Поскольку они знали уже истинное лицо Анастаса – организатора того фестиваля 1989 года – то не хотели связываться со столь одиозной фигурой и искали альтернативную кандидатуру. Конечно же, самым идеальным вариантом был Борис Гурьевич Зосимов – глава BIZ Enterprises. Он тяготел к этому формату, делал российских "Монстров рока", и никто, кроме него, лучше бы, наверное, не справился.

На переговоры прилетели какие-то важные птицы, и мы сидели с ними в нашем кафе на Патриках. Птицами оказались один из главных бухгалтеров Time Warner – Рик Боуман и сын chairman Time Warner Стива Росса – Марк Росс, он был чуть старше меня. Мы начали все это обсуждать. Как-то так получилось, что задавали вопросы, по которым я владел информацией и все четко мог изложить. Time Warner впечатлились Борисом и нашей командой – компетентной, прекрасно говорящей по-английски, и приняли решение делать фестиваль! Это случилось буквально 3 или 4 сентября, а через пару-тройку дней стали прилетать эксперты, чтобы посмотреть варианты площадок, определить основные параметры работы. Мы ждали Джейка Берри – самого крутого продакшн-менеджер в индустрии на сегодняшний день. Этот парень делал все самые большие шоу в мире, без него не обходилась ни одна глобальная поп- или рок-постановка. U2, AC/DC, Мадонна, The Rolling Stones и бог знает кто еще!

Приехал он со своими ассистентами, и мы начали обсуждать, где все это проводить. Обсуждали Ходынку, потому что центр и недалеко от метро, огромное пространство, удобное, никому не мешает. Но Борис сомневался насчет Ходынки. Ему не нравился шлейф кровавого прошлого, печально известного трагедией во время гуляний на коронации Николая Второго. Да, закрытые площадки не рассматривались в принципе. Это должна было быть гипермасштабное шоу, бесплатное для людей, победивших коммунистический режим, претендующее на рекорд Гиннесса. Ну и конечно, никто даже не мог представить, что в Москву приедут Metallicа, AC/DC, Black Crows и Pantera и дадут бесплатно огромный концерт.

Мой товарищ Серега Трофимов – издатель наших газет Zarraza и журнала "Рок-Cити" – предложил: "Есть еще один вариант – метро рядом, жилых массивов очень близко нет – аэродром Тушино". Мы поехали с Джейком Берри на этот аэродром, объездили его на военном газике-джипе и поняли, что это то, что нам нужно. Джейк довольно крякал и кряхтел – хорошее место! Было видно, что ему очень нравится впечатлять людей, и все мы четко понимали, что стоим на пороге чего-то очень интересного. Потом приехали координаторы из Time Warner, товарищи из концертных компаний, которые стали заниматься подсчетом необходимого персонала, составлять списки прилетающих и так далее. Помню, как уже немного позже Майкл Херн – главный координатор проекта – сидел в Тушино перед всей этой стройкой за столиком с зонтиком. Зонтик – это космическая связь, потому что мобил у нас еще не существовало и даже факсы были в диковинку. Началась движуха, стали прибывать траки с железом, с оборудованием, и заработала наша большая комсомольская стройка.

Борису, конечно, приходилось очень непросто, но он решал все местные вопросы: грамотно подобрал партнеров, с которыми мы занимались организацией небывалого по своим масштабам рок-предприятия. Там были и Сергей Лисовский и Андрей Сочнов, и Коля Коновалов, и Валера Перов – огромное количество очень мощных персонажей того времени. Каждый делал свою часть работы, даже Юра Айзеншпис, который так забавно требовал все время: "Сделайте меня директором всего этого – я согласен!"

– Этот концерт был в большей мере идеологической акцией, подарком рождающейся российской демократии?

– Американцы быстро смекнули, что это и политика, и хороший бизнес, они хотели показать свою причастность и солидарность с молодежными продвинутыми силами, которые отряхнули с себя демонов коммунизма. Но и про бизнес не забывали, потому отсняли великолепнейший фильм. Одна из производственных компаний Time Warner снялакартину, смонтировала, растиражировала на своих же фабриках и продала по своей же дистрибуционной сети, заработав порядка 80-100 миллионов долларов. Более точные суммы может назвать Борис Гурьевич Зосимов.

– У тебя было ощущение собственной важности, того, что ты делаешь нечто, что до тебя никто не делал? Что тебе придется общаться с людьми, которых ты раньше видел разве что в журналах и на конвертах любимых пластинок.

– Никакого шока не испытывал. Не чувствовал себя суперважным. Я просто старался успеть то, что надо было сделать. Дел было до фига, а как их делать, мы не понимали. В штабе проекта который американцы сделали в конференц-зале "Рэдиссон Славянская" я был представителем промоутера и занимался коммуникациями по основным вещам, направлял переводчиков в горячие места, транспорт. Иногда приходилось брать "Чайку" из гаража главы правительства России Силаева и ехать, например, в срочном порядке решать внезапно возникший вопрос кормления технической команды AC/DC и Metallicа, которые занимались возведением этого огромного рок-сити в Тушино. Нужно было метнуться в "Макдоналдс", накидать полную "Чайку" бигмаков, привезти в Тушино, накормить парней. Потому что кто-то не приехал, не привез еду, а они не могут есть еду постсоветского периода, так как для любого европейца это просто смерть. В общем, было много казусов и коллизий смешных. Я потом целый месяц после фестиваля гонял еще на "Чайках" из гаража Силаева просто по звонку.

Погода 28 сентября 1991 года была хорошей, без дождя, иногда даже выглядывало солнышко. Не жарко и не холодно. Накануне концерта на площадку приехали почти все AC/DC: Ангус Янг с женой и все остальные ребята, чтобы увидеть это место. Даже не для саунд-чека, а просто посмотреть, убедиться, что все реально! Для них тоже был шок, потому что наша страна была всегда за стеной. Когда они посмотрели и увидели, что мы ждем никак не меньше пары миллионов людей, тоже явно были на подъеме. В результате пришло меньше миллиона, конечно. Мы еще удивлялись, почему пришло так мало – мы-то ждали почти в три раза больше! Мне потом говорили, что многие люди просто считали, что все это "утка".

– Как получилось, что вы провели фестиваль в сжатые до невозможности сроки?

– На подготовку у нас ушло три недели. Для решения вопросов Борис дал мне волшебную бумагу из Белого дома на бланке премьер-министра России Силаева с требованием подателю сего оказывать полное содействие. Я подхожу к границе в Шереметьево и говорю погранцам: "Товарищи! Я представитель организатора международного проекта с разрешением от председателя правительства РФ на встречу группы татуированных дебилов под названием Pantera! Когда, кстати, они вышли из самолета и подошли к паспортному контролю, сразу сказали: "Эд! Мы знали, что это будешь ты!" Мы уже были друзьями – я встречался с ними в Брюсселе, брал интервью у Фила, был на концерте тура с Judas Priest 1991 весной того же года. Марк Росс был их большим поклонником и, когда узнал от меня, что это очень перспективная группа, которую мы можем сделать суперкомандой в России, немедленно вытащил их из студии, где полным ходом шла запись теперь уже нетленного альбома Vulgar Display of Power.

Жаль, не осталось ни одного такого письма, растиражированого тогда на ксероксе, которым мы махали, как шашкой. Конечно же, нам помогало большое количество энтузиастов. Во-первых, это Дима Шавырин ( в то время ведущий рубрики "Звуковая дорожка" самой тиражной газеты России "Московский комсомолец" – авт.), благодаря которому нам поверили люди. За несколько дней до концерта мы запустили на вертолете фотокорреспондентов, которые летали вокруг Тушино, фотографировали, как возводится эта небывалая по своим масштабам сцена и вообще весь рок-городок.

Народ стекался отовсюду, идя сначала ручейками, а потом бурным потоком к сцене в Тушино. Мы тогда, конечно, имели весьма слабое представление о безопасности, не было ни досмотра, ни металлоискателей ни культуры шоу-производства… Милиция руководствовалась в основном репрессивными критериями и методами в работе, решала свои боевые задачи, вот и получилось скомканное начало. Люди шли с огромным количеством бутылок водки и батареями пива. Шли на концерт развлекаться! Масла в огонь добавили торговцы на бортовых машинах и прямо оттуда сгружали ящиками бухло, пиво, водку и так далее. Когда начала играть Pantera, а это довольно энергичная музыка, народ невольно заводился. К началу выступления "Э.С.Т." кое-где полилась кровь, милиция, видя такую веселую публику, начала теснить людей, а они в ответ кидали в ментов бутылки. Милиция просто избивала пьяных подростков..

– Правда ли, что поначалу обсуждалось участие не "Э.С.Т.", а "Черного обелиска", но Крупнов разругался с Зосимовым?

– Ты знаешь, мы очень долго с Борисом думали, кто все-таки лучше, и решили, что музыка "Черного обелиска" довольно сложна, менее музыкальна, более драматична, чем драйвовый "Э.С.Т." Борис любил обе группы, как своих детей. В конце концов я в тот момент был менеджером "Э.С.Т. " в большей степени, чем "Обелиска" – тоже сыграло свою роль.

Безопасность на концерте осуществляло порядка 11 тысяч войск милиции, включая курсантов, облаченных в стальные каски. Вообще, что такое милиция и войска на большом рок-концерте и демонстрации в Советском Союзе или в пост-Советском Союзе? Это структуры, созданные для репрессивных мер, для подавления. Они не занимались обеспечением безопасности, заботой о людях, они были настроены только на одно – подавлять и карать. Они начали вести себя в свойственной им манере, а люди на это реагировать. Поддатые подростки в каком-то адском количестве начали от несогласия с ними кидать в них бутылки. Многие милиционеры были залиты кровью, и началось нечто невообразимое. Мы остановили концерт, и, наверное, минут сорок ждали, когда это побоище утихомирится. Марк Росс вышел на сцену и произнес через своих переводчиков, дескать: "Ребята, смотрите, мы сделали для вас невероятный проект, а вы сейчас своими руками просто вынудите нас все это закрыть! Мы начинаем волноваться за вас, вы убиваете друг друга, вместо того чтобы радоваться победе ваших молодых сил демократии. Учитесь быть вежливыми друг с другом, внимательными, получайте удовольствие от концерта, празднуйте вашу победу, черт вас возьми, а не убивайте друг друга!" В общем, кое-как и народ удалось угомонить, и милицию, которая долго не могла отдышаться от такой реакции и такого количества публики. Слава богу, следующей по расписанию играла группа The Black Crows, это такой умиротворяющий классный блюз.

– The Black Crowes – отменная команда, но стилистически как-то не вписывающаяся во всю эту тусовку. Как они попали на этот "бал монстров"?

– Они были в составе "Монстров рока", при этом там не было ни Pantera, ни "Э.С.Т. " Другие оригинальные участники международного тура "Монстров рока" в Европе – QUEENSRYCHE не смогли, потому что, то ли у вокалиста, то ли у гитариста родился сын, и его ничто абсолютно не интересовало – только родившийся ребенок и жена. Van Halen тоже предлагали, но они были мегавеличинами в Америке, но не в России. Так что The Black Crowes приняли шикарно, они были идеальны на своем месте, чуть успокоив публику. Все это хорошо видно в фильме "Monsters of Rock in Moscow", все эти чудовищные сцены битв, войны и мира.

– Драки с милицией и общая агрессия – это, вероятно, самое тяжелое воспоминание о том фестивале?

– Не совсем так. Неизгладимое впечатление оставил эпизод уже после шоу, когда буквально мне на руки упал и умирающий Джо Баптиста – один из первых продакшн-менеджеров Aerosmith. Он был главный сайт-координатор, это он занимался стройкой. Когда встречал его в аэропорту, когда он прилетел, я решил помочь ему донести чемодан и услышал: "Сынок, осторожнее, там пара бутылочек виски". Так вот, этому чуваку запрещали курить, но он курил наш "Дымок"! Я, когда увидел это, ужаснулся. Джо дубасит виски и курит этот "Дымок". И я вижу, что чуваку уже нехорошо. После концерта, когда начал лить дождь, Джо падал мне на руки, он довольно крупный товарищ, я его еле-еле удерживаю, подбегает помощник, "скорая помощь". Ему же нельзя было ни курить, ни пить! Как многие артисты, которые умерли на сцене, он умер на поле боя – на фестивальном поле. И фильм тот, если внимательно посмотреть титры, посвящен Джо Баптиста… Более того, в каком-то музыкальном университете, в Массачусетсе, в Бостоне установили стипендию имени Джо Баптиста. Это один из старых воинов дороги, 60-70-х годов рок-бизнеса.

– После того фестиваля ты вернулся к концертному менеджменту?

– Да, конечно. В октябре полетел в Берлин на конференцию Berlin Independent Days, потом меня унесло в следующий тур сначала по Бельгии, потом по Восточной и Западной Германии с группой "Э.С.Т.", мы выступали с группами ShellShock, Coffin Break… Это артисты фирмы грамзаписи Epithaph records. Мы с ними турили по Германии.

Поcле Нового Года началась возня с туром Sepultura. Это тоже отдельная история. Во-первых, я делал его с папой Бориса Гурьевича Зосимова, он был моим главным экономическим адвайзером, такой тяжеловес.

Поскольку было трудно решать многие вопросы с райдерами, мы это делали дотошно и поехали в пре-продакшн тур по нашим городам, чтобы встретиться с местными партнерами, заключить контракты, обсудить спектр рабочих вопросов. Приехал я в город Санкт-Петербург встречаюсь с директором "Ленконцерта", обсуждаем райдер, и он мне предлагает встретить группу с оркестром. Я говорю: "Чувак, зачем? Это же бразильские татуированные дебилы, на хер им твой оркестр?!" А он мне: "У нас как-то принято…" Не успел он сказать эти слова, в комнату врывается Эдуард Хиль и говорит: "Ты послушай, что я нашел, какую песню!" Директор мне: "Чувак, это приоритет, подожди!". И начинает с Эдуардом Хилем что-то очень ожесточенно обсуждать, а тот что-то пытается спеть. Я сижу посреди этого и терпеливо жду, когда дойдет очередь до Sepultura.

В Риге и Вильнюсе мы делали концерты уже с нашими не филармоническими, а бизнес-структурами, и после них Гурий Петрович рассказывал, как он в молодости был премьер-министром Латвийской ССР, показывал школу, в которую ходил Борис…

А потом был тур. В Питере в 8 утра нас-таки встречал этот долбаный оркестр. В Вильнюсе мы ужинали в каком-то ресторане, на сцене играла группа. Когда Sepultura увидели их инструменты старинные, они сказали, что это нечто невероятное. Ну а потом когда узнали, что струны басист не менял шесть лет, просто все свое отдали чуваку.

В Риге был концерт, на который, я не знаю зачем, пришел рижский ОМОН с автоматами и принялся разгонять публику. Да, еще в Вильнюсе, часть милиции ходила в старой советской форме, часть – уже в новой.

В общем, это странное время, когда уже не было СССР, но он во многих проявлениях прослеживался. Потом в Москве оказалось, что рубль рухнул безнадежно, и экономику уже не спасти. Цена на билеты не имела значения, потому что еще месяц назад это были деньги, а сейчас – фантики. Народу пришло, конечно, огромное количество. Люди решали вопрос со входом следующим образом: толпа перед входом в каждый сектор на улице во дворе "Лужников" пыталась брать штурмом бабушек на входе. Люди брали кирпич, пока кто-то отвлекает бабушек и охрану, кидали его в витрину, стекло осыпалось, и вся толпа устремлялась в фойе. В общем, стихия. В разгар выступления Sepultura люди на брежневской трибуне извивались и бились в конвульсияхфанатских. Это было смешно.

– И вот здесь начинается твой достаточно закрытый ранее американский период?

– Летом 1992 года Борис принял решение отправить меня на восточный берег США в Нью-Йорк работать в нашем представительстве. Он знал, что я добросовестный человек, которого не надо ни контролировать, ни ставить задачи, я все делал сам и достаточно добросовестно.

Но, как я говорил, у Бориса были разные инвесторы, друзья, и один из них, к сожалению, погиб в авиакатастрофе незадолго до нашего приезда, и планы у Бориса изменились. Но нам надо было ехать на Foundation Forum в Лос Анжелес, и мы ехали на "Мерседесе" Бориса по фантастической дороге три дня! Мы отлично прокатились с ветерком по всем штатам, приехали в Лос-Анджелес на форум, на котором нас ждали все.

Тогда это был уже закат той старой рок-эпохи, и начиналось восхождение чего-то нового. Только появилась Nirvana, все эти сиэттловские команды – Pearl Jam, Soundgarden, Alice in Chains. Ну а на Foundation Forum случилась презентация фильма Monsters of Rock in Moscow. Нас с Борисом вызвали на сцену, и нам аплодировал весь зал. Потом в огромных порталах звуковых на сцене стали показывать фильм и, признаться, с этим моментом славы мало что могло сравниться!

Ну а потом надо было ехать в Россию. Мы с Борисом договорились встретиться позавтракать в Venice Beach и решить, что же мы делаем дальше. Борис сказал, что не готов к реализации американского плана и что будет делать упор на формировании нашей деятельности в России. Надо надеяться только на себя, а не только на инвесторов и поднимать собственный бизнес. Я не смог с ним согласиться, потому что уже взял нужные обороты и морально себя подготовил к жизни в Америке. В общем, я сказал, что остаюсь пока в Штатах, хочу попробовать, на что я способен и чего я стою! В ответ услышал: "О'кей, я подожду, когда ты вернешься. Вот тебе 500 долларов, делай бизнес в Америке". Я действительно благодарен Зосимову. Потому что в этот момент я принял решение больше никогда ни на кого не работать! За исключением тех случаев, когда мне приходилось зарабатывать на кусок хлеба в Америке и пробовать эту жизнь на прочность. Когда тебя никто не ждет, ты никому не нужен, а у тебя цель – заставить себя уважать и найти свое место. Для меня это было, конечно же, и трудно, и захватывающе и, пожалуй, это и был момент истины!

– 500 долларов не слишком большая сумма для покорения Америки...

– Конечно! Борис хотел меня видеть в офисе в Москве, но понял, что меня, как поющего Кобзона, не остановить. Поэтому и денег оставил, чтобы я не сильно загулял. Я не стал клянчить работу у тех, с кем я наладил к тому времени партнерские, дружеские и товарищеские отношения. К тому моменту мне повезло быть знакомым с довольно мощными людьми, но они не могли меня брать на работу без конкретного статуса. Для них я оставался Эдом, сотрудником Бориса Гурьевича Зосимова.

Меня ждал период поиска своего места в Нью-Йорке. Это была осень 1992 года, совершенно другой Нью-Йорк и совершенно другая Америка, чем та, что вы видите сейчас – мощная и целостная страна с незыблемыми законами, правилами, моралью, этикой и так далее. Я с трудом нашел себе работу bicycle messenger и гонял по Нью-Йорку, как сумасшедший, доставляя те или иные портфолио, документы, пленки и так далее, перевозя все это из одного офиса в другой.

– То есть, как я понимаю, после того как ты в России рулил делами двух популярнейших групп, делал туры фирменным артистам, работал в руководстве одного из самых крупных в истории рок-фестивалей, в Нью-Йорке ты стал курьером?

– Да, конечно, именно курьером. Причем курьером, рискующим жизнью каждую минуту. Потому что трафик в Нью-Йорке ты можешь себе представить. А я при этом летал на гоночном велике с огромной сумкой через плечо, весь обвешанный рациями и биперами! Мчишься, как ненормальный, лавируя между такси, грузовиками. А когда тебе надо было сделать супер трипл-раш из Даунтаун Манхэттена куда-нибудь в Бронкс или в Квинс, или бог знает куда еще, ты цепляешься за трак и мчишься – такое ощущение, что колеса сейчас отскочат, и ты пойдешь на взлет. Но мне нравилось бить рекорды в этой компании, мне нравилось неплохо зарабатывать, мне нравилось читать неподдельное уважение в глазах руководства и товарищей по этому мессенджерскому агентству.

– Ты относился к этому философски? Ты здесь уже известнейший человек, у тебя завязки с западными людьми, с музыкантами, и ты практически начинаешь с нуля. Ты воспринимал это как должное, как несколько своеобразный, но старт?

– Я воспринимал это и философски, и как должное. В Нью-Йорке меня никто не ждал, но я должен был чему-то научиться здесь, чего-то достичь, добиться. Я понимал, что путь будет не прост, и придется испачкать ручки. Я никогда этого не боялся и старался всегда в любом деле найтиспортивный интерес, какой-то challenge. Когда ты это делаешь, ты питаешь себя маленькими или большими победами, это приносит тебе и удовлетворение от достигнутого? и дензнаки в виде зарплаты. Когда человек живет, у него должна быть цель, хотя бы небольшая. Потому что без маленьких целей нет больших.

Все происходило таким образом – дождь, солнце, рано или поздно – неважно, надо стараться настроиться максимально позитивно и делать свое дело – честно, с открытой душой, с улыбкой. Тогда есть удовлетворение от сделанного.

Должен сказать, что меня бог миловал, я не разбился, хотя у меня были друзья, которые разбивались в лепешку, и их отскребали с улиц Нью-Йорка. Однажды один кроссовок у меня все-таки разлетелся в лоскуты, когда я, прицепившись за трак, ехал через Queensboro Bridge, а скотина-водила увидел меня и решил сбросить. Ты представляешь, на полном ходу, так, что аж ветер свистит в ушах, ты мчишься по Queensboro Bridge, зацепившись за трак, и эта сволочь тебя пытается сбросить! Как я удержался, как меня не угораздило улететь под колеса, одному богу известно, но кроссовок попалв колеса или в звездочку, я не помню, и разлетелся в пух. Нога цела, ни одной царапины вообще. Но это был знак, я подумал, что достаточно экспериментов в Нью-Йорке! Я поработал bicycle messenger, и теперь мне надо попытать все свои шансы в Лос-Анджелесе.

В Нью-Йорке был всего год, а в Лос-Анджелесе – два, и там мне повезло больше… Во-первых, когда я прилетел из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, как поет Роберт Плант "Took my chances in a big jet plane, going to California", прилетел в Лос-Анджелес, нашел себе сразу же все, что мне было нужно, как обычно. Я приехал на Venice Beach, чуть ли не один из первых же вариантов по жилью мне понравился – клевый дом, клевое место на Линкольн бульваре, прямо в двух шагах от океана. Настолько романтично, везде все пропитано духом Джима Моррисона, группой The Doors.

LA стал для меня домом. Я помню, когда уже получил хорошую работу у Стенли Кларка, возвращаясь после гастролей из аэропорта LAX, чувствовал, что так было и будет всегда. Это мой дом, и я еду домой. Приятное такое чувство.

Конечно, Нью-Йорк – это фантастическая быстрота жизни, бизнеса, движения, но при этом все как-то упорядоченно. А Лос-Анджелес – это тоже упорядоченный, но люди с охотой с тобой разговаривают, милы и вежливы. В Нью-Йорке же тебя быстро посылают на хрен, не спрашивая, кто ты и что ты. В Нью-Йорке, конечно, с этим было сложнее. Там люди тебя воспринимали сначала агрессивно, потом только понимали, что и чему им можно было нормально общаться. Это не касается личностей, это такой уклад жизни в этом городе образца 1992-93 года.

Продолжение следует
Подробнее: http://www.m24.ru/articles/110120?utm_source=CopyBuf

2

Сегодняшний собеседник m24.ru – глава компании T.C.I., промоутер, один из главных организаторов концертов звезд рока в России. Российские концерты Motorhead, Deep Purple,Rammstein, Slayer, Tito & Tarantula, Accept, Limp Bitzkit, Korn, Whitesnake, Nazareth, HIM, Molotov, Garbage, Робби Уильямса, Моби, Демиса Руссоса, Сьюзанн Вега, Гэри Мура, Криса Ри и других грандов рок и поп-музыки – его полная и неоспоримая заслуга. С Эдуардом Ратниковым беседует обозреватель m24.ru Алексей Певчев.

– Ты пришел в промоутерский бизнес, пройдя все уровни: был "хулиганом-80", байкером, менеджером-устроителем концертов, директором лучших тяжелых групп во времена расцвета жанра, организовывал исторический фестиваль Monsters Of Rock в Тушино. Похоже, что промоутером ты родился.

– Думаю, все началось с того, когда в начале 80–х я собирал своих людей по одному человечку, в юношеском порыве подбирал под себя индивидуальностей, с самого начало это было достаточно фундаментально. Я копил вокруг себя самых интересных персонажей, которые потом стали генералами в этой рок-тусовке.

Это отдельная давно ушедшая эпоха. Надо сказать, что когда я из всего это был выдернут на два года, а потом пришел из армии, то обо мне ходили ходили легенды как о каком-то полумифическом персонаже.

С началом перестройки рок-музыка неожиданно стала легальной, и поскольку все, кто был с ней связан, являлись моими друзьями и собутыльниками, то, применив основательный и системный подход, я начал ко всему этому активно приобщаться. Работал сначала грузчиком и роуди, администратором, директором. Потом начал заряжать концерты, ездить за границу и делать туры. Я не знал, как это делать, куда идти, но очень хотел и любил то, что делаю. Мне нравилось не быть музыкантом, а стоять за всем этим, обустраивать музыкальный мир.

Сразу после армии начал гонять на мотоцикле, ходить на концерты и бить морды плохим людям. Я всегда был парнем действия и делал так, чтобы тусовка жила и мир был интереснее. Первой организацией, где я мог это делать официально, стала Московская рок-лаборатория, и люди оттуда: Ольга Опрятная, Саша Агеев, Алик Гоч "Ким Ир Сен"… Эта организация помогла мне приобщиться к профессиональной деятельности и дала мощный старт. Все мы были в тусовке. Бизнеса или шоу-бизнеса как такового не было! Меня везде приглашали, со мной считались и держали в курсе. Соответственно, многие артисты тоже старались получить мое расположение. Потому что, если я приходил на их концерт, стало быть, концерт крутой, там были все, в том числе я, Эдди, или Эдди Саксон, как меня называло ограниченное количество людей.

Рок-лаборатория в то время делали свои концерты, какие-то пати и мероприятия, на которые меня тоже активно звали. Я старался ходить избирательно. То есть, на группу "Тупые", "Мегаполис" и "Вежливый отказ" не ходил, отдавая предпочтение более близким мне по духу ребятам, особенно "Черному Обелиску", "Шаху", командам, на тот момент находящимся на вершине музыкального Олимпа по мастерству игры, саунду, внешнему виду, посылу, динамике.

Симпатизировали мы группе "Ва-Банкъ" Саши Скляра и еще каким-то таким ребятам. Ходили на дни рождения и фестивали Рок-лаборатории, гоняли на какие-то тусовки. Это было настолько охрененное время, насыщенное интереснейшими отношения между людьми, энергетикой, теплотой, куражом, колоритом. Конечно, были какие-то столкновения с ударами по лицу и другим частям тела, но, как правило, это часть куража.. Я, например, понимал, что долгие разговоры способны обращать все против себя. Если ты в первые 1,5-2 секунды не делаешь шаг конкретный, то все – ты в проигрыше. Все как в футболе: не забиваешь ты, забивают тебе.

Мы в ту пору очень дружили с Хирургом (сейчас президент клуба "Ночные волки" – авт.). У него была своя тусовка, и мы с ним сошлись, потому что из всех так называемых рокеров на мотоциклах в сезоне 1987 года катались только мы с ним вдвоем.

– Когда ты профессионально вошел в еще полуподпольный музыкальный менеджмент и в чем была его специфика?

– Однажды летом 1987 года Андрей Сазонов из группы "Шах" говорит: "Эд, а давай к нам! Лучше тебя помощника не найти, давай ты будешь нашим роуди. Платим 6 рублей с концерта. Смотри, 20 концертов у нас, это уже 120!" А потом через какое-то время Толик Крупнов говорит: "Эд, у нас будешь получать не 6 рублей, а 25". В общем, я начал понимать, что это работа, и это серьезно. Но поскольку я такого склада человек, что могу заниматься чем-то только с полной отдачей и ответственно, то все так и происходило.

Однажды вез на МАЗе оборудование куда-то в Рыбинск или Ярославль всю ночь. Мне холодно адски, печка в МАЗе не работает, воняет ужасно. Все было очень серьезно, деньги свои я зарабатывал честно. Потом мы грузили оборудование в какие-то почтовые вагоны для шоу в Грузии, на котором присутствовал весь истеблишмент города: начальник КГБ, начальник Горсовета, их друзья, родственники. А у нас драматичное шоу "Черного Обелиска": с черепами, лазерами. Мурашки по коже бегут. Все относились к этому настолько серьезно, как к театральной постановке.

Толя тогда работал честно и демонически, это вздыбливало волосы у людей. Тогда на фоне этого у нас сложился хороший трудовой коллектив. Вот только скоро Толя начал пить, сильно лажать, и это отражалось на реакции публики и на отношениях с нами. На гастролях в Кишиневе, где у нас было по два концерта в день, и как-то после концерта, на котором Толя выглядел в таком пьяном состоянии довольно комично, я не выдержал и попортил ему лицо, сломал бас-гитару. Так что, все деньги, которые я заработал в этих гастролях, пришлось отдать в фонд починки баса.

Роуди я работал где-то год или около того, и всю романтику этой профессии знаю не понаслышке. Я втыкал провода в колонки в стужу и в зной. Знаю, что такое грузить, разгружать, монтировать, коммутировать и успевать перетаскивать все это от одного шоу на другое!

– Твоя работа с "Черным Обелиском" во многом строилась на дружбе с лидером группы Анатолием Крупновым, но эта команда на том этапе, все-таки была уже отлично известна. Свои именно менеджерские навыки ты применял, развивал и укреплял в группе Э.С.Т., которая только начинала набирать обороты…

– Я жил в соседнем подъезде с Крупновыми, меня любили и знали все его домашние. Сына Толи Вовку Крупнова я возил в коляске и в буквальном смысле слова нянчил на руках. Сейчас это юноша, которому уже 30 с чем-то лет, у него двое детей, он работает чуть ли не помощником посла в Италии. С Толей мы были как братья, очень тесно дружили. Царствие ему небесное!

Однажды Толя рассказал, что был на прослушивании одной команды в составе жюри Рок-лаборатории, которая ему показалась просто невероятно энергетичной, харизматичной. Сами же музыканты вид имели потрясающий – стройные парни с огромными развевающимися хаерами. Когда я их сам увидел с гитарами типа "Урал" и выкованными струнами, то буквально обалдел. Настолько это звучало и выглядело неистово и охрененно! Перед ними нельзя было устоять. Все верно, это были Э.С.Т. – Электро-Cудорожная Терапия и ее лидер Жан Сагадеев – сынок профессора востоковедения, очень уважаемого, интеллигентного человека – Артура Сагадеева. Да, Жан был из очень хорошей семьи, но при этом жил в Бибирево, где, понятное дело, дрался за себя и за всех своих друзей. Так что репертуар группы состоял из описания разных ситуаций, которые имели место в Бибирево в те годы. Это вставляло страшно, и близко было всем, как девчонкам, так и парням! Вообще это интересная штука!

Возьми, например, Тилля Линдеманна из Rammstein. Он же брутальный зверь, но зверь одухотворенный, в нем есть и что-то доброе, что-то детское, что-то очень чувствительное, но при этом адская сила и харизма. Вот то же самое было и в Толе Крупнове, то же самое было и в Жане Сагадееве. Это и интеллигентность, и какая-то доброта, но при этом неистовая сила! Это то, что делает рок-звезд по-настоящему большими, популярными, востребованными и желанными.

В общем, сразу после того, как мы с "Обелиском" вернулись из Кишинева и группа перестала существовать (Толя вошел в состав "Шаха" и уехал в Германию записывать альбом), я остался без зарплаты и, придя в Рок-лабораторию, встретил Жана и Андрея Гернезу. Говорю: "Чуваки, вы должны мне поверить, я сделаю из вас рок-звезд". В ответ: "Чувак, мы и так рок-звезды!" Я: "Нет, чуваки, у меня система Станиславского, мы будем завоевывать мир". В общем, так оно и вышло. Они в любом своем интервью потом говорили, что я их покорил своим неистовым и располагающим к себе нахальством, и крыть им было нечем! Сначала мы сделали демо Russian Vodka, которое нам помог записать Валера Гаина из "Круиза", писали на студии Кальянова, запись услышала Пугачева, и она ее впечатлила! В общем, это была самая лучшая запись русской рок-группы, из всех, что я когда-либо делал и слышал в своей жизни. Вот с этой демо я и поперся в декабре 1988 года в Западный Берлин, где без особого труда нашел им и букинг-агенство, и рекорд-лэйбл "Дэстани", и в мае 1989-го мы отправились в тур по Западной Германии на 25 концертов.

– Ты ехал не на голое место, все-таки, какие-то связи были наработаны еще в Москве?

– Конечно, в Германии у меня были друзья. Поскольку я был довольно известным и авторитетным чуваком в московской тусовке, а это время перестройки, журналисты приезжали, мы дружили. Ну а потом: "Чувак, мой дом – твой дом, в Берлин приезжай!" Очень помогала подруга первой жены Саши Хирурга – Петра Галл – выдающийся фотограф. Очень много ее работ ходит по миру, она прекраснейший человек и мой друг. Я все время находил себе во всем мире друзей, единомышленников, которым было за счастье что-то сделать вместе! Они видели в этом тоже не просто какую-то возню, а неотвратимость появления важного. В принципе, почти всегда в результате так и получалось.

До сих пор помню, как пересекал на поезде реку Шпрее. Помню путь с Александр-плац до Фридрих-штрассе, хотя в тот момент я не мог поверить, что в моей жизни происходит нечто такое, о чем я даже мечтать не мог, то, что не могло даже во сне присниться. В общем, это произошло. Я пошел в бар "Секстон", нашел всех, кто мне был нужен, и сделал Э.С.Т.у огромный тур.

В конце лета 1989-го мы вернулись в Западный Берлин записывать пластинку. Надо сказать, альбом мы запороли. Виноват я, потому что позволил ребятам заниматься творчеством больше, чем надо. Я помню, как мы тусовались в Weltklang Studio и прямо напротив дома, где она находилась, располагалась рейхс-канцелярия и недалеко Чек Пойнт Чарли. Западный Берлин вообще уникальное место, особенно в ту эпоху. Очень молодежное пропитанное духом музыки и панк-рока место. Мы тогда не пропускали ни одного случая, чтоб не обоссать Берлинскую стену, желательно все вчетвером-впятером. Мы это делали демонстративно, иногда под аплодисменты. Это не было свинством, во всем были удаль и кураж.

Принял я Э.С.Т. в одном составе, но, когда перед нами начал открываться весь мир, к формированию группы Жан подошел более серьезно. Где-то нашел Мишу Сагала, Марата Микаэляна, сменил Андрея Гернезу на Ваську Белошицкого. Жан все время хотел оставить бас-гитару и стать свободным вокалистом. Я говорил: "Ты разбазариваешь все свои клевые имиджевые фишки. Ты должен стоять с бас-гитарой, неистово хрипеть в микрофон, развевая патлами, демонически воздействуя на аудиторию. Когда ты просто держишь микрофон, ты поешь, как какой-то пидор". Конечно же, это был аргумент очень серьезный. Жан какое-то время продержался, не отдавал бас-гитару, но потом все-таки сдался!

– Тебе не кажется, что Э.С.Т. все-таки во многом прокатили как группа из за "железного занавеса" и, произойди все это чуть позже, возможно, и группу бы и не заметили?

– Да, конечно. Сейчас эта запись не электризует, как тогда. В воздухе уже нет того важного ингредиента, который делает замыкание, но тогда это работало бешено и неистово просто. Мы появились на на гребне волны перестройки. Тогда еще весь мир не знал истинного лица русского человека. Все было довольно романтично, и мы производили хорошее впечатление, потому что были настоящими. Такие брутальные парни из Орехова и Бибирева, но в то же время интеллигентные, образованные, начитанные, говорящие по-английски с приколом. А как раскачивался наш автобус в каждом городе тура! Успех у немецких барышень имели колоссальный. Нас узнавали на улице, когда мы где-то ходили, гуляли. Мы этот успех не закрепили, потому что мы двигались по по андерграундной схеме, а не по большим серьезным студиям.

Видео: Youtube/пользователь: Дилан Трой

– Вы позиционировались как самобытная группа или этакий русский Motorhead?

– Безусловно, как русский Motorhead, но все чувствовали, что это залихватская удаль и анархия – исключительно российское явление, рожденное графом Кропоткиным и Бакуниным. Это пришло не из Англии или Франции. Анархия родилась в России и легла на очень благодатную почву Гражданской войны. Здесь же и батька Махно, который исповедовал свою политику, свои интересы. Последователей и единомышленников, как выяснилось, у него было много. Большевики оказались хитрее и умнее, батьке пришлось уйти, но остался миф, о лихой вольнице, о которой временами и пел Жан. Естественно, когда человек поет так неистово, народ сходит с ума, начинает бешено прыгать, плясать. Собственно говоря, то, что требуется от любой песни в этом формате. Люди не могли усидеть на месте, Э.С.Т. их пинали в самое мягкое место, ну а они летели как можно дольше!

– Что стало причиной расставания?

– Постепенно у ребят сносило башню, и они становились все менее управляемы. Разные друзья им нашептывали, что я страшный эксплуататор и обдираю их по полной. Хотя после этого тура, куда я группу вывез на свои деньги, всю прибыль, которую мы получили, мы честно вложили в фирменные крутые инструменты, в оборудование, которое нам было нужно, которое они потом стали считать своим. Возникло это гадкое недоверие и уверенность, что они и без меня все смогут. Конечно, очень жаль, когда те, в кого ты вкладываешь огромное количество души, энергии, сил, отплачивают подобным образом, это сильно ранит. В общем, мы простились.

– На этот раз без работы ты не остался, учитывая такое неслабое резюме?

– Да, тут из засады выскочила группа "Мастер" c предложением поработать... Так мы начали работать с Андреем Большаковым и Игорем Молчановым. Много ездили в Бельгию по их контактам, в Голландию, во Францию, я тоже искал им города под гастроли. Здесь уже было сложнее. Если Э.С.Т. сразу начинал жарить, то с "Мастером" было много условностей.

– Наверное, потому, что "Мастер" не обладал такой харизмой.

– Ты прав. Мы с Андреем Большаковым много раз об этом говорили. Он четко отдавал себе отчет, что Жан и Толя – это харизматики, чуваки, у которых есть фишка, которой у "Мастера" не было. "Мастер" работали под руководством очень маститых концертных воротил советского периода вроде Валеры Гольденберга и Виктора Векштейна – людей, заправлявших концертами на рубеже развала СССР и начала новой России. Их система отлично работала здесь, но в Западной Европе уже нет.

Понимаешь, есть разница, между Э.С.Т, выступающим в переполненном в ДК Горбунова или немецком клубе на полторы-две тысячи человек, и "Мастером", работающим на стадионах или дворцах спорта с огромным аппаратом и светом. После этого в клубах они себя чувствовали немножечко ущербно. Кроме того, Андрей был параноидальным чуваком и требовал много отчетности и все время хотел направлять. Ждал от меня каких-то мощных шагов и решений, подпитанных аргументами в виде мощных связей или дензнаков , которые имели Гольденберг или Векштейн. Они были способны на это, но я-то был мальчишкой, который только шел на все без страха, но глобального опыта и связей не имел.

Именно в это время мы встретились с интересным товарищем, который знал, что такое иметь дело с нашим рок-форматом, потому что он тогда был самый зрелищный, массовый, популярный. Это был Борис Зосимов, делавший вместе с Андреем Соколовым в 1989 году в "Крыльях Советов" фестиваль "Монстры Рока". По началу я к ним отнесся с некоторым недоверием: что за хрены на нашей поляне что-то делают? Нельзя не вспомнить еще про одно знакомство. Ребята, с которыми я я занимался полиграфией, печатью афиш и так далее, как-то летом 1988-го сказали мне: "Слушай, тут один очень интересный персонаж откинулся из тюрьмы. Он когда-то давно был в шоу-бизнесе, он рокер, но выглядит странно…"

В общем, меня познакомили с Юрием Айзеншписом, который предложил делать большие концерты и быть менеджером артистов. Первый концерт Юры Айзеншписа и мой как менеджера группы Э.С.Т. мы сделали в 1988 году 6 октября в ДК МАИ. Выступали: "Мистер Твистер", потом Э.С.Т., потом Виктор Цой без группы "Кино". Это были первые его сольные выступления, в результате которых Айзеншпис обаял Цоя, и они начали сотрудничать. Потом мы делали много разных концертов: в Зеленом театре, во дворце спорта "Динамо" на Лавочкина. Движуха была мощная и интенсивная. Не было ни клубов, ни дискотек, ни ресторанов, ни Интернета, ни мобильных – ничего. Люди просто общались, встречались друг у друга в гостях, на кухне сидели бухали, но это не превращалось в какие-то адские вульгарные гуляния. Это были важные, с энергичными разговорами, с докапыванием до истины встречи. Интересный мир, интересные люди, многие из которых, к сожалению, сгинули в последующих 90-х годах по разным причинам: кто уехал, кто ушел в эксперименты с наркотиками, кого-то просто убили. То, что я вижу сейчас, с человеческой точки зрения, довольно жалкое зрелище по сравнению с тем, что было.

– То есть, у тебя на пути возникли очень грамотные, пускай, и жесткие наставники?

– Мне было 23-25 лет, и моими старшими товарищами были Леня Фишман, Оля Чайко, Боря Агрест, Юра Айзеншпис и другие. Например, Фишман – это директор "Круиза", а Агрест – директор "Наутилуса Помпилиуса". Я был у них как младший научный сотрудник. Они все время держались особнячком, нарочито подчеркивая, мол, мы в тусовке не участвуем, мы делаем большие дела, у нас крутые артисты, мы такие циничные, ничего личного, только бабки. Я же, все еще не теряя романтизма, впитывал от них основные уроки. Ну и где то в 1990-м мы с Зосимовым пошли в какой-то ресторан на Пресне, посидели, и он говорит: "Парень ты самостоятельный, надежный, давай к нам!"

Я помню, он удивлялся, когда мы о чем-то договаривались, он забывал, а я приходил и четко отчитывался по всему сделанному. Для него это был сигнал, и он меня признал. Борис оплачивал все мои зарубежные поездки, потому что из них я мог, например, привезти интервью с Judas Priest или Pantera или еще что-то, приносившее положительный эффект. Я перезнакомился с кучей музыкантов, продюсеров, менеджеров, организаторов крупных фестивалей. Все это были мои друзья. Думаю, Борис предложил мне работу в своей компании Biz Enerprises, потому что на тот период у него не было ни стратегии, ни конкретных задач. Ему нравилось, что, приходя в офис, я вовлекал скучающий персонал в круговорот идей и проектов. Меня тогда прозвали "Господин Ратников".

Чуть позже, в июле 1991-го, Борис меня пригласил на семинар New Music в Нью-Йорк, где я первый раз увидел Америку. Мы жили в одной огромной квартире и кого там только ни было… И Надежда Соловьева (позже глава крупнейшего концертного агентства Sav Entertainment) с мужем и дочкой, и Игорь Николаев с усами, и Юрий Николаев из "Утренней почты". Потом мы вернулись в Москву, случился путч. А после него мы делали "Монстров" в Тушино с AC/DC и Metallica, и я стал правой рукой Бориса Зосимова на какое-то время. В мае 1992-го запустил мощное турне"Сепультуры" с лучшими нашими группами (ЭСТ, "Шах", "Черный Обелиск" и "Мастер") – это был мой первый самостоятельный тур по дворцам спорта с огромным аппаратом и логистикой в разваливающемся уже Советском Союзе

Но у Бориса были планы строить бизнес с Америкой, эксплуатируя волну интереса иностранцев к России. Разные инвесторы, от семьи Зиффов до частных лиц, которые видели, что он в состоянии построить целую музыкальную империю. Они поддерживали его и финансово, и морально. Но один из них погиб в авиакатастрофе, схема рухнула, что для меня стало божественным провидением. Мы ехали на форум в Лос-Анджелес в сентябре 1992-го, и после этого я должен был оставаться в Нью-Йорке, возглавлять наш офис на восточном берегу Штатов, но планы изменились. Борис сказал: "Возвращаемся!", я ответил: "Борис, я не могу так, я уже настроился. Этот локомотив нельзя остановить в одну секунду". В общем, он мне оставил 500 долларов и сказал: "Ну, делай бизнес в Америке". Я ему безумно благодарен за это. Потому что я дал себе слово, что больше ни на кого и никогда не буду работать. Потом было немало случаев, ситуаций и выборов, перед которыми я стоял. Я понял, что могу работать честно, а это сыграло свою роль, когда через несколько лет принял решение вернуться в Россию.

(Продолжение следует...)
Подробнее: http://www.m24.ru/articles/103658?utm_source=CopyBuf


Вы здесь » МотоЯрославка Московский Чоппер Форум - Support MC & 1% World , основан в 2007 г. » Общие Понятия и Байк Чтиво » Эдуард Ратников-мотоклуб "Black Aces" в рок шоу-бизнесе 80х-90х