В Москве в 2008 году на автовладельцев, предлагавших взятки, завели 65 уголовных дел, а на сотрудников Госавтоинспекции - всего 16, отчитался недавно в своем выступлении в Госдуме глава ГИБДД генерал Виктор Кирьянов. Газету "Московский комсомолец" эти цифры не впечатлили.

О том, насколько остра ситуация с поборами на дорогах, свидетельствует колоссальное количество интернет-пользователей, принявших участие в обсуждении публикации о "горячей пятерке способов развода автовладельцев". Водители пополнили этот список и говорят, что действуют гаишники теперь гораздо более открыто и цинично.

- почти настоящий алкотестер

Обычная подстава с алкотестером сводится к следующему: водителям предлагается подуть в липовый прибор, не стоящий на вооружении у медиков и ГИБДД. Он не может распечатывать чеки и настроен на "пьяный" результат. Специально для "умников", которых в Москве среди автовладельцев развелось слишком много, недобросовестные сотрудники ГИБДД начали закупать новые алкотестеры (made in China) - к нему прилагается сертификат, сменный мундштук и встроенный принтер. После нехитрых манипуляций с "мозгами" прибора тот готов к зарабатыванию денег. Результат выдается один: "водитель пьян". Многие автовладельцы, сбитые с толку тем, что прибор "один в один" как настоящий и все правила соблюдены, начинают сомневаться в себе и предпочитают "договориться по-человечески".

Алкотестер, стоящий на вооружении у ГИБДД и врачей-наркологов, стоит около 65 тыс. рублей. Приобрести его может любая организация или частное лицо. Если учесть, что отступные по этой статье доходят до 100 тыс. рублей, почти настоящий алкотестер окупит уже первый "клиент".

Уличить инспектора в том, что прибор не настоящий, нельзя, он - самый настоящий. Однако эксперты советуют водителям обращать внимание на детали. В частности, настоящие алкотестеры опломбированы и имеют "Акт о поверке". Надо требовать этот акт - на нем должна стоять "живая" печать организации, ее проводившей. Если дают ксерокопию, можно звонить в прокуратуру.

- самый "наигнуснейший" способ

С его помощью сотрудники ГИБДД раньше разводили только дальнобойщиков из глубинки, но теперь не гнушаются опробовать этот простой метод и на водителях легковушек.

Инспектор требует на проверку весь комплект документов, внимательно изучает, вытаскивает каждый, а потом заявляет: одной из бумажек нет. Если гаишник спрятал права или доверенность, машину могут увезти на штраф-стоянку, если талон ГТО - скрутят номера. Как только водитель дает взятку, недостающие документы быстро находятся. Инспектор цинично советует водителю поискать их на земле, около двери, у его ног.

Известны случаи, когда инспектора играют в "эстафету": на посту гаишник незаметно роняет один из документов, отпускает автовладельца, а затем по рации передает экипажу, дежурящему через километр от поста, что к ним едет машина, у водителя которой нет прав.

Юристы советуют не передавать в руки работнику ГИБДД сразу все документы, лучше по одному, озвучивая каждое свое действие. Не полениться переспросить. При таком алгоритме передачи документов сотрудник ГИБДД сразу смекнет, что вы "в курсе" и будет опасаться, что вы повторяете свои действия для диктофона.

- лотерея

Руководители ГИБДД утверждают, что никакого "плана" по отлову нарушителей у них нет. Однако опыт показывает обратное. Иногда штрафные квитанции приходят к водителям, которых просто остановили для проверки документов, однако нарушений не выявили и отпустили. Размер штрафа, как правило, копеечный, и "наказывают" за незначительные нарушения. Автовладелец списывает все на сбой в системе, и, не тратя времени на выяснение обстоятельств, отправляется платить.

Даже юристы не знают, как бороться с такой подставой. Скорее всего, через суд водитель докажет, что его подпись на акте о правонарушении подделана. Для этого придется искать свидетелей, проводить графологическую экспертизу. Если это случилось в соседнем регионе, отправляться на место событий. Эксперты умывают руки: давайте просто скажем ГАИ большое спасибо, что до сих пор они не посадили за компьютер специально обученного человека, который бы наобум вытаскивал из милицейских баз данные на водителей, чтобы посылать им квитанции за правонарушения, выбранные тем же нехитрым способом.

- личное дело

Чтобы увеличить показатели по водителям, лишенным прав, работники ГИБДД вписывают в их личные карточки (они существует в электронном виде в компьютерах), которые передают в суд вместе с административным делом, несуществующие правонарушения.

Если ранее водитель не был замечен в нарушениях, суд может пожурить его или наложить штраф. Но если он злостный нарушитель, о чем свидетельствует его личное дело, могут и посадить за решетку. Например, москвич рассказал, как сотрудники ГИБДД Восточного округа Москвы полностью сочинили его "личную карточку" для суда. Но судья не поверила фальшивым данным. Автовладелец и судья вывели милиционеров на чистую воду, однако ни один из ответственных за фальсификацию не понес наказания.

Действительно, доказать факт подобной фальсификации несложно - при желании судьи. Достаточно запросить протоколы по правонарушениям, которые вменяются водителю. Протокол — документ номерной, написать новый и подсунуть его в архив годовой давности невозможно. Сотрудники ГИБДД вынуждены будут признать, что на момент распечатки личной карточки водителя у них в базе данных произошел сбой, поэтому номера протоколов указаны не были.

- "встречка"

Езда по встречной полосе - одно из самых серьезных правонарушений. Но сегодня под выезд на встречку недобросовестные сотрудники ГИБДД могут подвести практически любой маневр.

До недавнего времени инспектора пачками оформляли протоколы и брали взятки у тех, кто шел на обгон в зоне действия знака "Обгон запрещен", при этом разметка позволяла выполнять этот маневр. Однако, выдержав паузу, руководство ГИБДД все же растолковало, что подобные обгоны нельзя считать нарушением. Тогда инспекторы нашли новый способ.

Пункт 11.5 Правил запрещает обгон "в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения". В ПДД нет определения термина "ограниченная видимость". Сюда попадают повороты, подъемы, спуски. Если на дороге нет ни знака "Обгон запрещен", ни сплошной линии, и водитель пошел на обгон в конце подъема перед поворотом, сотрудники ГИБДД угрожают ему изъятием прав, поскольку он грубо нарушил правила, совершив маневр в условиях ограниченной видимости.

Инспектор приходит к такому выводу только на основании своих собственных домыслов. На извилистых загородных трассах из-за подобной трактовки ПДД ежедневно тысячи шоферов теряют кто права, кто деньги. Остается надеяться, что и это положение когда-нибудь растолкуют.